Мы ВКонтакте

 

У них невельские корни-2

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В одной из недавних статей мы рассказали о выдающемся композиторе В.П. Соловьёве-Седом и кумире молодежи Викторе Цое, чьи предки родились на нашей земле https://nevel.ru/iz-bloknota-reportera/3543-a-ved-u-nikh-nevelskie-korni Продолжим рассказ.

 Послушайте мелодию:

Мария Юдина. У нее не было почетных титулов и званий. Но имя этого блестящего музыканта известно всему миру, хотя жизнь ее была полна мытарств и лишений. В местной прессе немало написано о ней, много материалов и в Музее истории Невеля, поэтому ограничимся некоторыми  фактами.

Мария Вениаминовна родилась в 1899 году в Невеле, в семье врача. Дом Юдиных стоял близ Еменки, в районе нынешней центральной котельной. С детства отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой. Любопытно, что первые  уроки игры на фортепиано она получила в возрасте шести лет от ученицы самого Антона Рубинштейна. Мария Юдина, блестяще окончив Петербургскую консерваторию, была принята в штат консерватории и начала активную концертную деятельность.

Будучи еврейкой, она приняла православие, регулярно посещала храмы. В 1930 Юдину увольняют из Ленинградской консерватории в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей. Два года спустя ей удаётся получить место профессора в консерватории Тбилиси, а с 1936  — в Московской консерватории.

Долгое время Юдина преподавала в Институте имени Гнесиных, однако в 1960 году была уволена  якобы из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке (включая эмигрировавшего Стравинского). Она продолжала давать публичные концерты, но ей было якобы отказано в записях.  Мария Вениаминовна  прожила всю жизнь в бедности и лишениях: ходила много лет в одном платье, часто недоедала. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Всегда помогала страждущим.

Сохранилась такая легенда. Однажды ночью 1944 года, когда Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта № 23 Моцарта, у него на глазах якобы появились слезы, и он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: её разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где её уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр, — и так была сделана запись прямо в середине ночи.

Многолетнее творческое содружество связывало её с C. С. Прокофьевым и Д. Д. Шостаковичем. Она известна как одна из лучших исполнительниц музыки Шуберта, И. С. Баха, Бетховена, Брамса и Моцарта.

Мария Вениаминовна Юдина обладала и литературным даром. Она оставила обширную переписку с И. Ф. Стравинским,  К. И. Чуковским, Б. Л. Пастернаком,  воспоминания о Вл. Софроницком, М. Бахтине, П. Флоренском,  А. М. Горьком, М. Цветаевой, Б.Пастернаке, К. Паустовском и др.

Кстати, среди учеников Марии Вениаминовны был и Виктор Купревич, известный композитор, автор популярных песен. Например, вот этой:

>

А теперь давайте вспомним еще одну нашу известную землячку, народную артистку России В.А. Каевченко.

 

Валентина Алексеевна родилась, по одним данным, в Невеле, по другим – в деревне Солуны Невельского района. Певица (лирико-драматическое сопрано).  В 1956 году окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, в том же году была принята солисткой Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Вот что написал несколько лет назад о певице ее коллега, зав. Литературной частью театра Игорь Казенин:

«Если вы придете на спектакль в Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, то в фойе обязательно обратите внимание на выставку, посвященную 45-летию творческой деятельности народной артистки России Валентины Алексеевны Каевченко. Особенно задерживаются перед фотографиями зрители старшего поколения, те, кто помнит еще первые спектакли Каевченко.

Актриса пришла в театр на Пушкинской улице в середине пятидесятых. Тогда здесь трудились замечательные мастера: главным режиссером был Леонид Васильевич Баратов, а дирижером - Самуил Абрамович Самосуд. Они и репетировали "Войну и мир" Прокофьева. И вот на роль Наташи Ростовой назначают никому неизвестную Валю Каевченко. В успех неопытной дебютантки многие не верили. А Каевченко старательно репетировала. И день премьеры стал ее днем рождения как актрисы.

В этой Наташе было столько нежности и чистоты. А сцена знаменитого вальса Наташи Ростовой и Андрея Болконского стала кульминацией всего спектакля…

Более тридцати ролей исполнила Каевченко на сцене Музыкального театра. Среди них нет ни одного отрицательного персонажа. И это, конечно же, не случайно. Актерский и вокальный дар Каевченко на редкость светлый, солнечный, радостный. Она из тех людей, кто любит отдавать, щедро дарить. Каевченко всегда жила по принципу - "что спрятал, то пропало, что отдал, то твое". Поэтому на удивление просто Валентина Алексеевна перешла на работу режиссера-педагога. И стала делиться своим богатейшим опытом с молодыми артистами. Трудно даже просто перечислить всех молодых певцов Музыкального театра, для которых Каевченко стала как бы крестной в искусстве».

 

Добавить комментарий