Пушок и Дружок

 

Невельский репортер

… В «Свадьбе в Малиновке» его чуть не зарубили

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Недавно судьба свела меня с интересным, пожалуй даже уникальным человеком. Правда, пока общаться пришлось по телефону, но подарок от него уже занял почетное место в моей библиотеке. 

А.С. Массарский… Это имя хорошо известно в мире науки, спорта и кино. Один из основателей школы каскадеров, инженер-конструктор, разработавший первый отечественный аппарат для съемок под водой и в космосе, кинооператор и актер, постановщик и исполнитель трюков… Кроме того, Александру Самойловичу присвоено звание «Почетный доктор Военмеха», он является тренером по самбо и дзюдо. Впрочем, хватит титулов. 

Уже много лет А.С. Массарский живет и трудится в С.-Петербурге. Здесь он получил образование, здесь обрел профессию. Он участвовал в создании многих фильмов. Достаточно назвать «Белое солнце пустыни», «Мертвый сезон», «Звезду пленительного счастья».  За долгую жизнь Александр Самойлович встречался со многими замечательными людьми, которые стали его друзьями. Это космонавты Г. Гречко и С. Крикалев, известные режиссеры и актеры… А с будущим Нобелевским лауреатом академиком Жоресом Алферовым вместе росли.  

Книга А. Массарского «За кадром и в кадре» читается на одном дыхании. Она полна интереснейших рассказов об опасной профессии каскадера, о секретах кино, об актерах. 

Например, во время съемок «Белого солнца пустыни» актер Павел Луспекаев (таможенник Верещагин) проявил необыкновенное мужество.  С ампутированными ступнями, превозмогая страшную боль,  он без помощи каскадера самостоятельно выполнял трюки. 

Без помощи дублера во время съемок «Интервенции» обходился и Владимир Высоцкий, который обладал не только отличными спортивными данными, но и глубокими знаниями в области литературы, истории, музыки… 

Все мы помним комедию «Свадьба в Малиновке». А ведь в том фильме Александр Массарский едва не получил серьезную травму. Кстати, любопытный факт. Атамана Грициана Таврического и его папашу играли  актеры Абрикосовы, тоже отец и сын. Так вот Григорий Абрикосов во время сражения саблями так разошелся, что чуть было не оттяпал руки дублеру Массарскому. Потом выяснилось, что Гриша перед съемкой хватил стакан водки – видно, в предвкушении  «свадьбы»…  

А во время съемок одного из фильмов Александр Самойлович мог вообще остаться без головы. Ему нужно было выскочить из-под катящегося вагона, но он был ослеплен светом прожекторов и не видел просветов между колесами. Пришлось выскакивать наугад. Пронесло. 

Бывали моменты и пострашнее. «Мертвый сезон» снимали в Конго, где незадолго до этого произошел государственный переворот. Цитирую: 

«Жители никогда не видели, как снимают кино, и наш облик вызывал у них мистический интерес. Мы были в камуфляжных костюмах, но береты и знаки различия, придуманные нашими художниками, приводили в недоумение и вызывали опасения. К тому же, чтобы усилить внешний вид зловещих наемников,, мы рисовали на обнаженных руках устрашающие татуировки. Однажды, по дороге в джунгли на съемку,  наш автобус остановился около местной тюрьмы, и мы вышли, чтобы размяться.  Увидев наш отряд, встревоженная тюремная охрана, видимо, опасаясь нападения на тюрьму, выкатила пулемет и направила в нашу сторону…».  

И еще. 

«Рядом с аэропортом…снималась сцена перестрелки.  Работа была в разгаре, и мы не обратили внимания на какое-то оживление вокруг. Тут на большой скорости подлетели два грузовика, с них выпрыгивали десантники и окружали место съемки. Мы увидели, как с грузовиков на нас направлены пулеметы, а вокруг стоят очень «загорелые» парашютисты, и на спусковых крючках автоматов нервно дрожат их пальцы. А автоматы такие родные, системы Михаила Калашникова!. Первая реакция Саввы (режиссер С. Кулиш – М.М.) была – «Администрация, убрать посторонних!». Но вскоре до нас дошло, что «посторонними» вроде были мы…  От одного из пулеметов к нам обратился офицер и сказал примерно следующее: «Граждане заговорщики, заговор раскрыт, сопротивление бесполезно, бросайте оружие и становитесь в круг, лицом друг к другу! Руки на затылок!». 

… В группе актеров был француз, он первым понял, в чем дело, встал на колени  и начал молиться. В конце концов ситуацию чудом удалось разрядить.  

О волшебной силе искусства  говорит такой пример. Один из эпизодов  фильма «Звезда пленительного счастья»»  - повешение декабристов – снимался возле Петропавловской крепости.  Присутствовало много зевак. И вот когда тела в балахонах задергались  в петлях, на площади раздались крики ужаса. Даже некоторые члены съемочной группы ощутили мороз по коже.  Кстати, один из каскадеров едва не пострадал, хотя, казалось бы, были предусмотрены все меры предосторожности.    

Один молодой ревизор киностудии, который утверждал, что каскадерам много платят, уговорил прийти на съемки директора киностудии. Как раз снимался тот страшный эпизод с повешением. Директор посмотрел на ревизора, бросил ему: «Сукин сын!» и уехал. 

 А.С. Массарский назвал меня земляком. Хотя родился он в соседнем райцентре Городок, но с Невелем  связывает многое. Здесь появились на свет  его двоюродный брат Аркадий и двоюродная сестра Тамара Исаковна Массарскаякоторая долгие годы работала  в Доме пионеров.    

Александр Самойлович в свои 90 чувствует себя прекрасно. Трудится по мере сил и даже иногда занимается подводными съемками.  

 

Добавить комментарий